Яндекс.Метрика

Учётная политика - Бухгалтерский аутсорсинг. Налоговый консалтинг. Бухгалтерский тренинг

Перейти к контенту

Главное меню:

Учётная политика

Консалтинг

ООО «Сигма-консалтинг» в рамках исполнения договора бухгалтерского обслуживания ежегодно разрабатывает и представляет к утверждению ПРИКАЗ ОБ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКЕ для каждой организации. Грамотный Приказ об учетной политике не только является одним из способов налоговой оптимизации, но и минимизирует трудоёмкость учётной работы.

Учётная политика определяет план работы не только финансовых и бухгалтерских служб, но и всей организации в целом. Определение учётной политики в целях бухгалтерского учёта и в целях налогового учёта различны.
Учётная политика в целях бухгалтерского учёта – это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности с применением регистров бухгалтерского учёта для предоставления информации о финансовом состоянии организации.
Учётная политика в целях налогового учёта – это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности с применением регистров налогового учёта для расчёта налоговой базы.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

При формирование учётной политики для целей бухгалтерского учёта организации относительно свободны в формировании элементов и положений учётной политики, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами Минфина Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта.
Вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, другими нормативными актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
Цели, для которых в каждой организации составляется и утверждается учётная политика, определены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации – это постановка и ведение бухгалтерского учёта. Исходя из этого, отсутствие у какого-либо юридического лица составленной и в надлежащем порядке утверждённой учётной политики следует считать нарушением правил бухгалтерского учёта с дальнейшим применением финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Учётная политика для целей налогообложения


Учётная политика организации для целей налогообложения в соответствии со статьёй 313 НК РФ определяет систему налогового учёта организации. При составлении учётной политики для целей ведения налогового учёта организации также относительно свободны, выбирая между возможными вариантами отражения тех или иных фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.10.2012), принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
Руководствуясь статьёй 313 НК РФ, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Руководствуясь статьёй 314 НК РФ, налогоплательщики используют аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Достижение принципиально разных целей при раздельном ведении бухгалтерского и налогового учёта с минимальными затратами рабочего времени финансовых работников организации является сложной задачей. Поэтому, в настоящее время как никогда актуально различать бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и учет для целей налогообложения. Составляя приказ по учетной политике, следует учитывать налоговые последствия каждого решения по бухгалтерскому учету и варианты налогового учета
Грамотно составленная учетная политика позволяет предприятию обоснованно заниматься текущим налоговым планированием и формировать необходимые финансовые результаты его деятельности.

Следует учитывать, что принятые и закреплённые в учётной политике организации элементы, как в целях бухгалтерского, так и налогового учёта, уже являются обязательными для применения и их нарушение приводит к нарушению положений действующего законодательства и к применению финансовых санкций.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню